c.Таврическое, Красноперекопский р-н, Республика Крым МБОУ Таврический УВК Все контакты
Персональный сайт учителя английского языка
Манацковой Татьяны Анатольевны
» » » Современный урок английского языка с позиции формирования универсальных учебных действий

Современный урок английского языка с позиции формирования универсальных учебных действий


Современный урок английского языка

с позиции формирования универсальных учебных действий


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Поэтому актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. 

Современный урок целенаправленно ведёт за собой развитие способностей и обязательно закладывает основу для будущего ребёнка. У ребёнка возникают вопросы:Чему мне нужно научиться? Как мне этому научиться? Для чего мне нужно это учить?

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия.В состав основных видов УУД входят 4 блока:

1) личностный 

2) регулятивный 

3) познавательный

4) коммуникативный

Личностные УУД = ценностно-смысловая, нравственная,

социальная ориентация

- Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…

- Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?

- О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?

Регулятивные УУД = организация учебной деятельности      

Целеполагание   

Зачем?

Планирование  

В какой последовательности?

Прогнозирование      

Где необходимо?

Контроль

Правильно ли?

Коррекция

Как исправить?

Оценка

Вот так хорошо, правильно!

Волевая саморегуляция 

Сосредоточился и еще раз!

Познавательные УУД = работа с информацией

Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…

Какую информацию мне надо использовать, чтобы…

Что из прочитанного, услышанного я использую для…

Какие слова и выражения я использую для…

Почему я пишу, говорю это слово, предложение?

Что я пытаюсь доказать?

Коммуникативные УУД = социальная компетентность,

коммуникативное взаимодействие 

Я думаю, что…

Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…

Не могли бы вы помочь…

Извините, где, что, когда…

Этапы работы по формированию УУД на уроке английского языка.

Требова-ния к уроку

Назва-ние этапа

Формирование УУД    

Личностные

Познава-   тельные

Коммуни-  кативные

Регулятивные

1. Объявление темы урока

I.Органи-зационно-мотива-ционный (Фонети-ческая разминка).


Принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения. 

Умение добывать необходимую информацию.

Умение вступать в мини-диалог.

Формирование волевой саморегуляции, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку. 

2. Сообщение целей и задач

II. Поста-новка учебной задачи

(Речевая зарядка).

Формирова-ние мотивации.

Определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений.

Умение
слушать и понимать речь других.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

3. Планиро-вание

III. Актуали-зация уже имею-щихся у учеников знаний по данной теме. 


Умение структури-ровать свои знания по определенной теме, ориентиро-ваться в системе своих знаний. 



Умение планировать свою деятельность  в соответствии с поставленной задачей.




4.Практи-ческая        деятель-ность обучаю- щихся

IV. Открытие нового.


Извлечение необходимой информации.

Формирова-ние умения слушать и желания общаться.

+

5.Осущест-вление контроля

V. Первич-ное закрепле-ние.



Умение
слушать и понимать речь других, строить фразы

Умение производить контроль и оценку своих действий.

6.Осущест-вление коррекции

VI. Включе-ние нового знания в систему. 

Развитие самостоя-тельности, оценка своих достижений.

Умение действовать по образцу.

+

Самоконтроль, оценка и коррекция.

7.Оценива-ние обучающих- ся

VII. Самостоя-тельная работа.



Умение слушать собеседника уметь правильно отреагиро-вать на предлагае-мые фразы.

Формирова-ние эмоциональ-ной устойчивости к стрессам,
умения адекватно реагировать.

8.Итог урока

VIII. Рефлек-сия.

Осознание важности учения, важности данного знания. 



Оценка своей работы и работы однокласс-ников.

9.Домашнее задание

IX. Инструк-таж к выпол-нению д/з.

Формирова-ние понимания необходи-мости выполнения домашней работы. 

Выбор задания.

+

Само-контроль.

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроке английского языка.

Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «гражданин» и др.).

Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.


Примеры  заданий: 

В начальной школе-- Рассказ о себе, своей семье. (Действия самоопределения)

- Рассказ о своей игрушке

-Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения)

- Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения - Ученик задает вопросы одноклассникам)

Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания материала). –показать домики

В среденем и старшем звене всегда для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью я обращаюсь к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-Speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира. 

Для формирования личностных УУД можно предложить следующие виды заданий:

-         участие в проектах;       фото-         подведение итогов урока;-         творческие задания;-         самооценка события, происшествия;

Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:

Познавательные  универсальные  учебные  действия:

1)  общеучебные;

2)  логические;

3)  действия постановки и решения проблем.

Примеры:

1) общеучебные

Работа с текстами - обучение чтению.

- Умение выделять главное;

- Умение строить высказывания с опорой на картинки;

- Понимание содержания текста;

- Составление собственного  оригинального текста на основе  текста-образца.

-прогнозирование содержания текста по заголовку или илюсрациям

Работа с текстами - обучение аудированию.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в  таблицу.

2) логические

Работа с грамматическим и лексическим материалом. Учить анализировать.

3) постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности

Коммуникативные УУД

оммуникативные УУД

Формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании,     говорении, чтении,   письме.

Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише.

  1. Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.


-       найди отличия" (можно задать их количество);-        поиск лишнего;                                       -         "цепочки";

-  хитроумные решения;-        составление схем-опор;-        работа с разного вида таблицами;-        работа со словарями;


- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: Game Clever Parrot. Show the cards and ask to repeat the word after you only if it corresponds to the one on the card. Игра Умный попугай. Покажите карточки и попросите повторить слово после вас, только если оно соответствует таковому на карте.
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: ask pupils to read the sentences and match them to the corresponding pictures. Ask pupils to read the sentences from the story in pairs and put them in the correct order. Ask pupils to read the sentences and say if they are true or false. Suggest that pupils correct the false sentences, using the text. попросите учеников прочитать предложения и сопоставить их с соответствующими изображениями. Попросите учеников прочитать предложения из истории парами и поставить их в правильном порядке. Попросите учеников прочитать предложения и сказать, являются ли они истинными или ложными. Предложите, чтобы ученики исправляли ложные предложения, используя текст
- подведение под понятия, выведение следствий- Say the word “vegetarian” and ask pupils to guess or explain to pupils its meaning. - Скажите слово «вегетарианец» и попросите учеников угадать или объяснить ученикам его смысл.

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование- Ask pupils to help you tell a new story. Tell the story, miming in the pauses. Let pupils complete the sentences and guess from your miming. Then let pupils create a story about any food ite карточки с едей

Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

 Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:

- Игры в процессе обучения.

- Разыгрывания диалогов.

- Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.

- Тестовых заданий для самоконтроля.

Пример  «Введение  в  тему  урока»  с  помощью  разгадывания  ребуса.

Действия  целеполагания. Ученики определяют  цель урока с опорой на наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ

Игра «Детективы» 

Групповая работа (3 группы)

Каждая группа получает описание портрета человека и разрезанные части портрета. Ребята в группах читают описание портрета человека, переводят и из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные описания и портреты. (2-3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и описывает его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на слайде.- Целесообразно проводить в 5 классе при изучении темыы «Внешнлсть»

Игра «Художники»  

Групповая работа (3 группы)

Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.

Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать.  Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.

 Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК предлагаются разделы “I love English” и “Now I know”. С первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата. (Действия  прогнозирования. – Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия  контроля. –  Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы.  Действия  коррекции. – Выполнить работу над ошибками.)

Выполнение теста (Действия  контроля  и  самоконтроля. Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале.)-не использую (редко

Индивидуальные карточки (дифференцированные задания)  для  создания ситуации  успеха  для  каждого  ученика.  (Действия  контроля,   самоконтроля  и  взаимоконтроля.)

Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия.)

-     "преднамеренные ошибки";                                               -        поиск информации в предложенных источниках;-        взаимоконтроль;                     -        "ищу ошибки"-        контрольный опрос. 

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания.  Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.-журналы 7 класс фото

- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English school bag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Then summarize the results by saying that pupils can say/do lots of things in English. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board. Let pupils flip through Millie-4 for 2-3 minutes and find the most interesting picture. Talk to pupils about what they can learn from the book, judging by its pictures.  

Для формирования коммуникативных УУД возможны следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру; отзыв на работу товарища;
  • групповая и парная работа;
  • "отгадай, о ком говорим";   диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка: Game I don’t believe you. Hand out 2-5 strips of each colour to every pupil. Ask them to write true sentences about their past experiences on red strips, and false sentences on blue strips. Demonstrate the game by reading a sentence from a strip, without showing its colour to the class. Let pupils guess if it’s true or false / see if they believe or don’t believe it. If pupils guessed right, they take the strip. The aim of the game is to guess right and get as many strips as possible. Let pupils play the ga- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка: Game I don’t believe you. Hand out 2-5 strips of each colour to every pupil. Ask them to write true sentences about their past experiences on red strips, and false sentences on blue strips. Demonstrate the game by reading a sentence from a strip, without showing its colour to the class. Let pupils guess if it’s true or false / see if they believe or don’t believe it. If pupils guessed right, they take the strip. The aim of the game is to guess right and get as many strips as possible. Let pupils play the game. 

-Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка: Игра Я тебе не верю. Раздайте по 2-5 полосок каждого цвета каждому ученику. Попросите их написать настоящие предложения об их прошлом опыте на красных полосах и ложных предложениях на синих полосах. Продемонстрируйте игру, прочитав предложение из полосы, не показывая свой цвет классу. Пусть зрачки угадывают, если это правда или ложно / видят, верят ли они или не верят в это. Если ученики догадались, они берут полосу. Цель игры - угадать право и получить как можно больше полос. 

       Таким образом, овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и будет учить детей учиться. Хочется закончить свои мысли цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».   


Добавьте комментарий

Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх